Православная Пасха: история и традиции праздника

Православная Пасха: история и традиции праздника

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.
    Слово Пасха происходит от древнееврейского Песах, что означает «миновал» или «прошел мимо». Имеется в виду, что однажды Бог прошел мимо еврейских домов, которые были отмечены кровью ягнят, и наслал кару только на жилища их угнетателей – египтян.
    В наше время символизм истории также очевиден: добро непременно побеждает зло. Господь снимает угнетения и освобождает человека от греха. Принимая жертву Христа, абсолютно любой из нас может рассчитывать на прощение и понимание.

    Почему дата Пасхи постоянно меняется

    Народный праздник Пасха всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю. Пасхи выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. А как определить именно первое полнолуние? Считается, что весна наступает после 21 марта – т.е. дня весеннего равноденствия. Получается, что как только прошло 21 марта, нужно дождаться полнолуния, а ближайшее воскресенье и будет пасхальным. В 2021 году Пасха приходится на 2 мая.
    Неделю, предшествующую празднеству, называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.
    Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.
    Вечером в светлую субботу все буквально христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашанками шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.
    Этот праздник невозможно представить без традиционных блюд — кулича и пасхи.

    Происхождение пасхального кулича

Пасха    Еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне.
    Когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Для начала попробуем разобраться, на какую другую выпечку он похож? Правильно, — на бабу, бабку (ее часто называют ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, а в классическом виде баба — вполне сравнимое с куличом изделие. 
    Биографию свою баба ведет с XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт бабы. Ценитель хорошей кухни Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил, и новый десерт был назван по имени любимого героя короля – Али-Бабы. Версия эта описывается в литературе, - но не факт, что она достоверна. Ведь слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.
    Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века – это уже вполне привычный десерт на русском столе. Например, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется — «Баба короля Станислава».
    Став популярным, это блюдо вошло в коллизию со старинным куличом. Люди ведь всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно одного блюда стало трансформироваться в другое, сначала в обеспеченных домах, а затем и повсеместно. И современный кулич — итог многолетней трансформации. 
    С каждым годом все чаще люди покупают готовые куличи, выпекаемые различными кондитерскими и пекарнями. Давайте разберемся, какое оборудование потребуется для изготовления пасхального кулича:

  • тестомес: профессиональный аппарат для приготовления теста, с его помощью можно приготовить тесто высокого качества, затратив минимум физических усилий;
  • конвекционная или хлебопекарная печь — профессиональное тепловое оборудование, в котором происходит выпекание изделий. Только оборудование высокого качества позволит сделать выпечку вкусной и привлекательной.

    Творожная пасха — она же кулич

творожная пасха    Еще одна праздничная интрига связана с другим «обязательным» блюдом — пасхой. Многие давно заметили, что на юге нашей страны пасхой отчего-то назывался кулич. А в Центральной России пасха непременно была творожной.
    Почему же творожная пасха стала характерной лишь для центральной и северной России? Дело в том, что празднование Пасхи приходится на апрель – начало мая. Это уже довольно теплое время года на юге нашей страны. Сырой творог (а пасху чаще делали невареной) недолго хранится в этих условиях.
    Очевидна и еще одна причина — сословная. Более «продвинутая» часть российского общества рассматривала кулич как отдельное блюдо. А патриархальная часть российской глубинки продолжала называть его пасхой или паской. Понятно, что близость к столицам определяла и терминологическую разницу. А юг России и Малороссия использовали свои старинные названия, так же как их деды, считая, что пасха — это выпечка из теста.
    В прекрасный весенний день Светлого Христова Воскресения, каждый может почувствовать себя частью чего-то чудесного и вечного, соприкоснуться со святой историей – возможно, главным событием в истории христианства.